Что составляет его сущность? Каково его место в мире и в обществе? Важность проблемы человека связана с тем, что философия призвана решать комплекс мировоззренческих проблем, а они непосредственно связаны с местом человека в мире, со степенью его свободы, со смыслом жизни, с отношением человека к обществу и природе, с осмыслением перспектив развития человечества. Проблема человека решалась по-разному различными философскими школами и направлениями, среди которых можно выделить основные: Особое значение эта проблема имеет в диалектико-материалистической философии. В ней была обозначена цель общества: Важность решения проблемы человека связана с тем, что человек — это творец истории, субъект всего многообразия видов деятельности и без понимания сущности человека невозможно понять исторический процесс. В современных условиях при обострении глобальных проблем повысилась ответственность человека за свою деятельность и прежде всего его ответственность за сохранение природы и сохранение жизни на Земле. Решение проблемы человека имеет большое значение еще и потому, что сегодня следует преодолеть ограниченный подход к человеку лишь как к послушному исполнителю воли сильных личностей, политиков, вождей и полководцев. Человек — явление очень сложное, поэтому исследование человека — это задача медицины, физиологии, педагогики, психологии, психиатрии, эстетики, культурологии и др.

Реферат: СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Неужели всего несколько лет назад можно было просто вынуть из карманов мелочь, ключи и пройти через детектор? Я много путешествую, бывает, что улетаю и возвращаюсь в тот же день, в этом случае мой багаж состоит только из пары книг и сумки с бумагами. Поэтому каждый раз я должен вынимать ее из кармана, упаковывать в прозрачный пластиковый пакет, отдельно пропускать через просвечивание, и лишь затем я могу снова достать ее из пакета и положить обратно в карман.

Если у вас есть наполовину наполненный флакон шампуня емкостью граммов, надо предъявить его службе безопасности. И разумеется, можно забыть о том, чтобы взять с собой бутылку воды или вина. Эти новые правила были введены после того, как осенью года в Лондоне были раскрыты планы взрыва самолетов с использованием жидких взрывчатых веществ.

доктор философских наук,профессор кафедры философии МГЮА устойчивое желание обладать ею и одновременно страх потерять её сродни чувству любви. Предложенный вариант объяснения соотношения свободы и.

Проблема человека и его свобода в философии Проблема человека занимает важнейшее место в философии. Что составляет его сущность? Каково его место в мире и в обществе? Дисциплина, отвечающая на эти вопросы, получила название философская антропология. Важность проблемы человека связана с тем, что философия призвана решать комплекс мировоззренческих проблем, а они непосредственно связаны с местом человека в мире, со степенью его свободы, со смыслом жизни, с отношением человека к обществу и природе, с осмыслением перспектив развития человечества.

Важность решения проблемы человека связана с тем, что человек - это творец истории общества, субъект всего многообразия видов деятельности и без понимания сущности человека невозможно понять исторический процесс.

Вход СВОБОДА — одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами.

Культурно-исторически варьирующееся понимание меры независимости субъекта от внешнего воздействия зависит от конкретного социально-политического опыта народа, страны, времени. Древние философские представления о свободе сопряжены с идеей рока, предназначения, судьбы. В этике стоицизма свободный человек силой разума и воли противостоит судьбе как тому, что ему неподвластно Хрисипп.

Показано, что мыслитель интерпретирует свободу в соотношении с . термином «страх» Т. Гоббс обозначает «любое предвидение будущего зла» .

Соотношение категорий свобода - произвол в современных философских концепциях В истории философии существует ряд подходов, концепций, традиций к определению свободы, ее соотношение с волей и произволом. Одной из наиболее распространенных при исследовании понятия свобода является просветительская традиция, согласно которой свобода определяется как познанная или осознанная необходимость. Именно так понимали свободу философы древней и средней Стоит, Бы.

Гегель, представители марксизма и др. Эта традиция вплетена корнями в древность. Аргументами в поддержку такого понимания свободы являются, например, такие мировоззренческие позиции. Мир в образе Абсолюта Субстанции, Бога, Мирового Разума живет собственной жизнью, идет своим путем, развивается по своим собственным законам. Человек является его элементом, одним из моментов его творения.

Она сама, ее жизнь определено, предопределено и подчинено только ему. Итак, полностью неуместными выступают стремление человека к самостоятельности, самоутверждения, самовольство и под. Это человек по незнанию противопоставляет свою волю этому миру и считает все, что ее окружает, чужим. На самом деле, все это является ее природно-социальной реальностью, в которой она существует, с которым она слита воедино.

Философия свободы

В настоящее время растет количество работ по теоретическому анализу и обобщению представлений о свободе; находится в стадии становления и уточняется категориальный аппарат ее анализа, ключевыми дихотомиями которого являются диалектически связанные: Поскольку психологическая наука не так давно в конце ХХ в. Философия поставила ряд важных проблем для психологического осмысления свободы.

Одна из них — проблема детерминизма. Вопрос о соотношении детерминизма и свободы рассматривался в различных аспектах, в контексте: Рубинштейн, ; — изучения сущности волевого действия Л.

Мало кто станет спорить с тем, что свобода лучше несвободы. В западной философской традиции принято различать «свободу от» и Экспериментально исследуя соотношение свободы и ответственности с конца х Может быть, какие-то страхи срабатывают внутри меня, но я их не ощущаю.

Соловьёв и проблема свободы Просмотров: И все же мы не ошибемся, признав, что она была его постоянным спутником. Суть его философии — не в масштабной, но довольно громоздкой и не вполне сложившейся доктринальной системе, а в неравнодушно поисковом характере его жизненных устремлений, их неангажированности и человечности, их вольном полете. Важнейшим побудительным импульсом и лейтмотивом его деятельности является идея духовной свободы.

В этом, как и в других вопросах, русский философ продолжал, хотя и по-своему, своеобычно традицию отечественной и мировой мысли. В России это — если иметь в виду предшествующий период, — идеи Просвещения, Чаадаев, Пушкин и любомудры, ранние славянофилы, мощный взлет художественно-философской романистики и литературной критики.

Проблема человека и его свободы в философии

В то же время без свободы нет и развития личности. Личность в высшем смысле ее значения не есть что-то заданное, состоящее из качеств индивида — она развивается. Активная, деятельная личность строит себя в процессах проектирования, выбора, действия, осознает себя свободной и борется за свою свободу если кто-то пытается ее сократить.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (конспект лекций) | Проблема свободы и творчества. Старую философскую проблему о соотношении бытия и сознания (духа) Вполне последователен Бердяев и тогда, когда он отвергает страх, как.

ХХ век уходит с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий.

Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что происходит в мире и с людьми. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главным.

В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.

Политическая философия имеет дело с проблемами правления, гражданина и государства. Но гайки и болты - детали, скажем, конкретные формы или способы правления остаются за пределами ее рассмотрения. Она пытается ответить на более общие вопросы, например: Нужны ли нам государства или лучше было бы обойтись без них? Сколько свободы могут иметь граждане и сколько свободы им следовало бы иметь?

Понятие страха в философии Кьеркегора

Экзистенциалистская философия во Франции Ж. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России Лев Шестов, Николай Бердяев , после войны — в Германии М. Ясперс и в период 2-й мировой войны во Франции Ж. Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия.

Модусы существования как обладания в философии Габриэля. Марселя существования в ситуации трагической потери свободы распоряжаться своим выбором. пружина, определяющая их отношение – страх смерти.

В древней философии у Сократа и Платона речь идет прежде всего о свободе в судьбе, затем о свободе от политического деспотизма у Аристотеля и Эпикура и о бедствиях человеческого существования у Эпикура, стоиков, в неоплатонизме. В средние века подразумевалась свобода от греха и проклятие церкви, причем возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом Бога.

В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности. Марксизм считает свободу фикцией: Ситуация , причем осн. Карл Маркс определяет свободу как осознанную необходимость. Согласно экзистенциализму Хайдеггера , осн. Заброшенность , то есть выбрать себя как собственное, имеющее ценность существование. Согласно экзистенциализму Ясперса , человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть трансценденции Всеобъемлющего см.

Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю. Добрая воля обладает достоверностью безусловного, божественного; она ограничивается бессознательным жизненным упрямством простого определенного бытия и подлинного бытия. Согласно экзистенциализму Сартра , свобода не свойство человека, а его субстанция.

«О проблеме свободы в философии»